Как медиация помогает в работе психолога

Колумнист: Черячукина Евгения
Редактор: Островский Николай
Как медиация помогает в работе психолога

Сегодня у меня в гостях Фараонова Ольга — психолог- эксперт, сертифицированный гештальт-терапевт, преподаватель Московского Гештальт Института, аккредитованный супервизор, по европейским стандартам (EAGT), ведущая обучающих программ, рекомендованный Гештальт-терапевт Международного Института Гештальт Анализа и Супервизии, Член Психотерапевтической Ассоциации Санкт Петербурга, Консультант центра сопровождения бизнеса по несудебным вопросам разрешения конфликтов.

Мы поговорим о том, как соотносятся медиация и психология, а также зачем психологам обучаться медиативным техникам.

Е.Ч.: Ольга, для начала расскажите, с какими категориями дел вы работаете? Как давно практикуете?

О.Ф.: я работаю как с частными обращениями по вопросам выхода из кризиса, так и с командами, ТОП-руководителями крупных компаний, нацеленных на развитие, преодоление конфликтов, поиск новых форм взаимодействия.
В направлении психологического консультирования работаю больше 30 лет, однако медиацией заинтересовалась только 5 лет назад, что привело к обучению и дальнейшей практике.
Сразу отмечу, что я не считаю себя экспертом в области медиации, однако в психологических хитросплетениях процесса, зачастую, могу помочь.

Е.Ч.: что привлекло вас в медиации как психолога?

О.Ф.: меня впечатлили алгоритмы и выверенный инструментарий процесса медиации. Хотелось убедиться самой, насколько это рабочий сценарий.
Психология расположилась на стыке между наукой и искусством, и порой психологам недостает опоры на структуру и алгоритмизацию. Принято считать, что концептуализация может вредить спонтанному процессу осознавания клиента в ходе психологической сессии.
В медиативном же процессе опора на этапы, четкость временных и содержательных периодов, следование инструкции и заданному руслу сессии — обязательное условие.
Медиация — частный случай психологии, а именно — одного из ее направлений — конфликтологии. Мне было интересно освоить это новое дело.
В свое время такое профессиональное любопытство привело меня в профайлинг, которым занимаюсь по сей день.

Е.Ч.: как медиативные техники помогают вам в работе психолога?

О.Ф.: в настоящее время я больше работаю как психолог — консультант для индивидуальных и групповых запросов.
Мои клиенты — руководители компаний, столкнувшиеся с трудностями управления, а также семьи, супружеские пары, переживающие кризис.
Работая с этими запросами, я обращаюсь к некоторым медиативным инструментам.
Медиативные процедуры в моей практике имеют меньший объем, однако очень часто ко мне обращаются медиаторы, столкнувшиеся с непреодолимыми трудностями психологического спектра в ходе процесса. В этом случае я выступаю в роли супервизора, помогая медиатору из мета — позиции увидеть сложности и разобраться в психологических тонкостях возникшей проблемы.

Е.Ч.: какими качествами должен обладать психолог-медиатор, и что объединяет работу психолога и медиатора?

О.Ф.: Умение работать со своими эмоциями и эмоциями других людей, профессиональная интуиция, любопытство к себе и другому, способность к анализу и прогнозированию, а также высокая стрессоустойчивость и эмпатия.
Я считаю, что имея хорошую базу, основанную на знаниях кризисной психологии и конфликтологии, специалист при высокой доле активности и любознательности легко может освоить эти направления и применять их в своей практике.
Конечно, есть существенные отличия в каждом из этих процессов, но в основе все-таки лежит психология.

Е.Ч.: почему, на ваш взгляд, как психолога, медиация не пользуется популярностью? Ведь она имеет множество плюсов для людей.

О.Ф.: к сожалению, сегодня медиативные способы решения конфликтов не так популярны в обществе.
На начальном этапе конфликта люди просто не знают о такой возможности.
Когда в лабиринтах спора они уже дошли до суда, эмоции слишком накалены, конфликт вышел в острую фазу, — решающим кажется только судебное заключение. Эмоциональная точка невозврата пройдена, за стол переговоров сесть не представляется возможным. На этом этапе поверить в пользу медиации уже трудно. Нам, психологам — медиаторам следует появляться чуть раньше, предвосхищая кульминацию конфликта.
Хорошим переговорам и медиативному процессу должна предшествовать работа по эмоциональному урегулированию, и важно это сделать своевременно.
Если все-таки медиатору удается «обработать» эмоциональное реагирование конфликтующих сторон и привести их к желаемому соглашению — это успех.
Именно поэтому, кстати, я отношу медиацию скорее к искусству, чем к ремеслу и желаю своим коллегам психологического здоровья и востребованности в профессии.

Е.Ч.: Ольга, спасибо за то, что поделились своим опытом. Желаю вам удачи и успехов в работе!

Вам есть что рассказать?
Обратитесь в редакцию

Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.

Источники материала:
редакция Момент Истины, фотоколлаж Момент Истины
Автор материала
Черячукина Евгения
Черячукина Евгения

Профессиональный медиатор, тренер-медиатор, Практикующий юрист с опытом работы более 20 лет, Кандидат юридических наук, доцент, Автор более 70 научных публикаций на портале eLIBRARY (40 публикаций включены в РИНЦ), Основатель и руководитель Академии практической медиации и права, Преподаватель программы ДПО «Подготовка медиаторов. Фундаментальный курс», Председатель Комитета МТПП по развитию медиации, Председатель Коллегии посредников «Ц.С.Б.», Член Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», Эксперт площадки «Знание.Вики»

Новости без цензуры
в нашем Telegram канале
Главное
Колумнисты
Новости
смотреть все
Обратитесь в редакцию
Контактные данные
Опишите ситуацию