Совсем недавно я писал статью о разрушении церквей во время правления Романовых. Но эта тема, на самом деле, не так проста, как кажется на первый взгляд. Больше того, церкви, это если так можно выразится, только внешний фактор, то что можно заметить не вооруженным взглядом. Но ведь есть и менее заметные вещи, настолько привычные в современной интерпретации, что даже подумать о том, что все могло бы немного по-другому не представляется возможным. Вот сегодня я хотел бы поговорить о еще одной стороне деятельности как Романовых, так и РПЦ МП по разрушению не только культурной идентичности, но и дискредитации достаточно большой общности людей, которые пытались этому противостоять.
Начну с простого вопроса – вы никогда не задумывались почему в нашей стране так мало книг написанных или изданных до середины XVII века? В Европе много, а у нас буквально по пальцам двух рук пересчитать? Может быть кто-то вспомнит о том, что на уроках истории в школе ему рассказывали о том, что татаро-монгольское иго, а потом и Смутное время не пощадили книги и рукописи, сгоравшие в огне пылающих городов и усадеб. Кто-то более продвинутый расскажет о том, что Ивана Федорова буквально вынудили уехать из Москвы костные священнослужители, и даже типографию его сожгли. Что мол с этой дикой публики взять? В итоге вывод простой – если и были какие книги, завезенные из Константинополя до нашествия, то они все сгорели, а после этого ничего и не печаталось, так как уж очень дремучими были эти московиты. И только, мол, Петр I будучи в гостях у Епископа Кентербирийского, и увидев сколько у него книг сказал: «Я не думал, что столько книг вообще напечатано, сколько здесь у вас есть». Вот именно после этого у нас в стране как началось развитие книжного дела!
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. И начнем с притеснений нашего первопечатника Ивана Федорова. О том, что сожгли его типографию в Москве упоминает только английский посланник Флетчер, он несколько не стесняясь пишет о том, что мол русские священники, будучи невеждами сожгли типографию, которую этим варварам привезли из просвещенной Европы. И все с этим согласились, мол да, так и есть, англичане врать не будут. Вот только смотрите какой интересный нюанс – типография сгорела, а Федоров потом вывез из нее и шрифты и доски для гравюр. И о том, что его типография сгорела нигде не упоминает. Странно как-то она горела, неправда ли? Но вот преследование со стороны священства он подтверждает. Правда делает это много лет спустя, уже находясь во Львове под покровительством короля Сигизмунда II, ну тут уже все пусть остается на совести Ивана Федорова.
Мы же с вами окунемся в более ранние времена. Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами».
Книги и другие памятники письменности в X-XI вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси. Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве. Второй по времени и значению стала библиотека собора Софии Новгородской, построенного в 1045-50 годах Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. Другими словами, к середине XI века на Руси действовало, как минимум, две крупные библиотеки с серьезными библиотечными фондами. Про библиотеку в Киеве я сейчас рассказывать не буду, а вот про Новгородскую расскажу. По современной версии библиотека была разграблена Иваном Грозным и увезена в Москву, где и пропала с библиотекой уже самого царя. Да так пропала, что и до сих пор найти не могут. Спрятал ее царь-батюшка, так спрятал! О том, куда по моей версии она делась я расскажу чуть позже, а сейчас вернемся в Древнюю Русь.
Итак, мы с вами знаем уже о как минимум двух крупных библиотеках, которые существовали в Древней Руси. Но также мы с вами прекрасно понимаем, что не только в Великом Новгороде и Киеве существовали такие библиотеке. Кроме того, так или иначе книги были в любой церкви, а это как минимум 15 книг (рукописей) только религиозного содержания. Но ведь были не только они. Был достаточно большой пласт книг на светскую тематику. К XIV-XV векам библиотеки возникают при православных пустынях и скитах. В 1330 Иван Калита заложил монастырь Спас-на-Бору, снабдив его книгами из собственной казны, а также книжными древностями из Данилова монастыря. Предположительно, при нём было положено начало великокняжеской библиотеке в Кремле. Крупные библиотеки были в Чудовом (Патриарший скрипторий), Троице-Сергиевом, Симоновом, Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Соловецком, Антониево-Сийском монастырях. По самым разным оценкам общее количество книг доходило до нескольких сотен тысяч. И что очень интересно, почему-то на это никак не влияло татаро-монгольское нашествие. Да и в XV веке его уже практически не было. Интересно получается согласны?
Так как же так получается, что к середине XVII века книг вроде бы и много, а к концу этого же века царь Петр восхищается библиотекой английского епископа и сетует про нашу отсталость? Куда, вдруг, все делось?
И вот тут мы подходим к самому интересному – реформам Никона. Раскол, учиненный никонианами, не был бы возможным если бы не уничтожались основы истинно-православной веры. Да-да, как бы нам не говорили о том, что русские (московиты) были темные и безграмотные, это мягко скажем не так. Сопротивление никонианству было таким массовым именно потому, что его так называемые реформы противоречили тому что, знало православное население. И как мы понимаем, уничтожить это знание возможно только с уничтожением носителей этого знания – книг. Поэтому ничего удивительного в том, что в какой-то момент именно никонианские раскольники при полной поддержке Романовых стали уничтожать книги и рукописи. Нет памяти – нет знаний. Те, кого сейчас принято называть староверами уничтожались не только потому, что держались за истинную Веру, но еще и потому, что были хранителями традиций и знаний. И сжигали их еще и потому, что вместе с ними сгорали книги. Никогда не задувались о том, почему до нас не дошли практически никакие исторические и публицистические работы? А все очень просто – они противоречили тем мифам, которые насаждали Романовы.
Давайте посмотрим на простую арифметику. Библиотека Соловецкого монастыря на момент так называемых никоновских реформ насчитывала около 500 экземпляров из которых 38 печатных книг. После подавления Соловецкого восстания, по описи 1676 года книг уже чуть больше 900, но только вот уже печатных книг 588. Причем современных печатных на тот момент. Куда же делось большое количество рукописей? Неужели Соловецкие страдальцы их уничтожили? Что-то очень слабо в это верится. Примерно тоже самое, на мой взгляд произошло и с Либерей Ивана Грозного – ее просто уничтожили, причем уничтожили по приказу Романовых, уж слишком судя по тому, что в ней хранилось неудобные книги, там были. Ну а в итоге все списали на самого царя – спрятал «полоумный» и все тут. Вот и ищут ее много лет, и найти не могут. Хотя, как найти то, чего уже не существует.
Вы скажет – все это попахивает теорией заговора. Я вам отвечу – да! Именно заговором против древлеправославия это и является. Обратите внимание, что никто более в рамках Российской империи не подвергался таким гонениям и такому уничтожению. И как косвенное доказательство этого приведу вам пример с Поморскими ответами. Книга по праву считается выдающимся полемическим произведением своего времени, в котором использован огромный объем литературных и исторических источников, часть из которых до нас не дошла, но которыми, по всей видимости, пользовались авторы. И посмотрите на ответ попиков из РПЦ МП на это произведение. Небо и земля. А ведь с момента никоновского раскола прошло около 60 лет. Лишенные доступа к старым книгам никонианцы просто не имели того интеллектуального уровня, который бы позволил им дать достойный ответ!
Так что можно все списывать на татаро-монголов, на «сумашедшего» Ивана Грозного. Тут, правда, рождается еще один вопрос, а почему собственно в Европе несмотря на многочисленные войны включая уничтожение монастырей, книги сохранились? А ведь по накалу и жестокости они, пожалуй, превосходили то, что творилось на Руси при татаро-монгольском нашествии.Удивительно. Впрочем, следуя правилу «Ищи кому выгодно» немудрено сразу наткнуться на Романовых и никонианцев. Именно им было выгодно уничтожать память о том, что было. Книги, церкви, иконы… Такое вот исторической шуллерство.
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.
- Двукратный чемпион России , обладатель Кубка России по ралли-рейдам;
- Кандидат психологических наук;
- Член Союза Писателей России, Московской организации;
- Мастер спорта по автоспорту;
- Неоднократный призер этапов Кубка мира.